|
|
|
КОРОБКИ-СУВЕНИРЫ
За последний десяток лет в быт вошел новый вид спичечной продукции - коробки-сувениры. В большую коробку вложены один-два "кабинетных" и 16 обычных коробков. Среди коллекционеров они так и именуются "16+1".
Годом появления этой новинки считают 1955-й. В отношении "16 + 1" это верно, но памятные спичечные коробки выпускались и раньше: "Делегатам IV Всесоюзного съезда Советов", "Делегатам IV Конгресса Коминтерна", "Делегатам XVII съезда ВКП(б)". На заре своего существования фабрика "Гигант" готовила подарки делегатам различных съездов и конференций - спички в больших фанерных коробках (16x12x5,5) со специальными этикетками-фотографиями. Все эти коробки были памятными и в продажу не поступали.
Тот же "Гигант" отметил подарочным набором 800-летие Москвы.
В 1955 г. Балабановская фабрика выпустила набор "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка", такую же коробку изготовила и фабрика "Везувс". Вскоре последовали: "Метро" (с изображениями станций московского метрополитена); "Высотные здания" (с этикетками фабрики "Маяк"; на двух же кабинетных коробках наклеены обрезанные иллюстрированные открытки, не совпадающие в разных наборах). Годом позднее появился набор "Спартакиада народов СССР" с изображениями разных видов спорта и флагами спортивных обществ.
Особенным успехом пользовались сувениры VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в том числе спичечные наборы: "Русский балет", юмористический - "Джаз", виды Москвы, Ленинграда и многих других городов. Сувенирные коробки демонстрировались на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.: "Большой балет", "Московский Кремль", "Павильоны СССР", "Советское кино", "Хохломская роспись", "Дымковская игрушка" и др.
Шахматистам приятно было получить коробку "Шахматы": в нее вложены доска для игры и картонные фигурки. Для любителей автомобильных путешествий продавалась коробка с маршрутной картой и изображениями попутных станций и пансионатов. Продавались коробки с видами южного побережья Крыма.
Интересен спичечный набор "Бородино" - с формами одежды многих полков, участвовавших в сражении. В изображениях этой серии, правда, есть один недостаток, незамеченный утверждавшими выпуск: порыв бойцов направлен вправо, на восток, тогда как следовало бы сделать наоборот - налево, на запад! Эта несообразность стала особенно заметной при попытке сделать на основе этикеток тематический плакат.
Всего выпущено более 180 коробок-сувениров.
Выпускает наша промышленность и "брикеты" - серии в целлофановой упаковке с пояском - бандероль: "VI фестиваль", "Русская вышивка", "Гербы союзных республик".
Очень многие коллекционеры собирают сувенирные этикетки в двух вариантах: "лак" и "не лак". Казалось бы. зачем? Ведь этикетка, не покрытая лаком, - полуфабрикат. Поэтому вроде следовало бы включать в коллекцию лишь лакированные картинки как уже "имевшие хождение", но... лак желтеет и портит изображение. Так что советуем вам собирать нелакированные этикетки.
ЖИЛЕТНЫЕ СПИЧКИ ИЛИ СПИЧЕЧНЫЕ КНИЖКИ
На прочитанных вами страницах говорилось об этикетках на спичечных коробках. Но есть еще один вид спичек, не пользующийся у нас популярностью. Это жилетные спички, или спичечные книжки, более известные среди коллекционеров как "буклеты" (по-английски - книжечка).
Спички как спички - из тонкой фанеры или картона, скрепленные обычно в две полоски и вложенные в картонную обертку с рисунком и обычной намазкой для чирканья.
Спичечные книжки изготавливаются специальными автоматами, куда закладываются рулоны особого картона, из которого в наборном автомате готовятся гребни, вталкиваемые периодически в зазоры между плоскими пружинами наборных планок .
Спичечные книжки очень распространены за рубежом, особенно в США, Англии и Франции. Изображения на обертках - по преимуществу реклама торговых фирм, всяких предприятий, гостиниц, пароходных компаний.
Впрочем, на английских буклетах встречаются копии произведений старых мастеров, сценки из жизни. К коронации Елизаветы II были выпущены буклеты с ее портретом.
Попытка внедрения "жилетных" спичек в обиход была и в России. В начале десятых годов спичечная фабрика "Закс и Пиш" выпустила буклеты под названием "Юпитер" с текстом: "Рекомендуем верхнюю и внутренние стороны наших обложек на рекламы всякого рода". Желающих, кажется, не нашлось.
О спичечных книжках вспомнили в блокированном Ленинграде. Они изготовлялись различными артелями и подсобными цехами на заводах. Почти все спичечные книжки с патриотическими призывами, основная мысль лозунгов - выстоять и победить врага. Блокадные спичечные книжки - это документы героической обороны. Находка такого буклета - большая радость для каждого филумениста.
Редко встречаются спичечные книжки из г. Сальска с изображением танков - "Вперед на разгром врага!".
Во время Великой Отечественной войны и после ее окончания спичечные книжки выпускала Московская экспериментальная фабрика, впоследствии переведенная в Балабаново. На обложках буклетов помещались призывы хранить деньги в сберегательных кассах, реклама зубной пасты и т. п.
 В 1947 г. этой фабрикой были выпущены замечательно выполненные обложки с изображением Спасской башни Московского Кремля. В 1956 г. Балабановская фабрика выпустила целую серию спичечных книжек с портретами знаменитых русских писателей. На этом выпуск буклетов прекратился.
До сих пор систематизация и способы хранения спичечных книжек не предложены, собиратели экспериментируют.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТЕРМИНАХ
КОРОБОК - состоит из двух частей: оболочки и ящика.
Размеры коробков следующие:
1/2-"малютка" - 43X25X13,5 мм
5/8 - "портативные" - 52X31 X 15 мм,
3/4 - "стандартные" - 53X37,5X16,5 мм,
4/4 - "полные" - 57Х37Х5Х 18,5 мм,
"хозяйственные" - 112x75x36 мм,
"кабинетные" - 112X75X18,5 мм
"сувенирные" - 234Х 123X33 мм.
ЭТИКЕТКА - бумажный листок (на 1-2 мм меньше коробки) с надписями, устанавливающими место изготовления, количество спичек, цену и т. д. (В официальных документах, патентах, производственной терминологии употребляется написание "ЭТИКЕТ", также в прошлом и на самих этикетках - "Этикет утвержден"...).
КРУГОВАЯ ЭТИКЕТКА - при ручном производстве спичечных коробков полоса с напечатанным рисунком служила одновременно и скрепляющей оберткой. Различаются следующие части: лицо, оборот, два ребра. Иногда намазкой покрывалось лишь одно ребро, а второе служило для рекламы. При машинном способе производства этикетка наклеивается специальной машиной на готовый коробок, и поэтому нужда в круговой полоске отпала.
НАБОРНАЯ ЭТИКЕТКА - этикетка, целиком напечатанная с типографского набора.
ТЕКСТОВАЯ ЭТИКЕТКА - содержит помимо надписей, относящихся к спичкам, также другой текст.
КАРТИНКА - листок с рисунком, не содержащим никаких сведений о фабрике и спичках (к примеру: все сувенирные!).
РЕКЛАМА - листок, наклеиваемый на оборотную сторону коробков с каким-нибудь текстом, не относящимся ни к фабрике, ни к спичкам. Чаще всего информация и реклама.
ПАЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ - наклеиваются не на коробки (известны исключения), а на обертку 12 (реже 10) коробок.
ГРОССЫ - наклеиваются на обертку 12(10) пачек, а также на ящик с упакованными спичками.
ДЕТСКИЕ УВЛЕЧЕНИЯ. ОПАСЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В одну газету поступило письмо группы родителей. Что же их взволновало?
"Мы, родители, - пишут они, - считаем неверным, негигиеничным и опасным в пожарном отношении тог факт, что все дети Советского Союза собирают спичечные этикетки. А газета "Пионерская правда" вместо того, чтобы повести борьбу с этим злом, еще помещает заметки вроде "О чем рассказывают спичечные этикетки". И вот теперь чуть не все дети так и стремятся подбирать на улицах пустые брошенные коробки, грязные, замусоленные, в поисках спичечных коробок роются в урнах. Как это негигиенично! Малыш подбирает этикетку в грязи, очищает от пыли. На что это похоже? Правильно ли, что все внимание детей так приковано к спичкам? Ведь большинство пожаров возникает от детских шалостей с огнем.
Мы, родители, не против коллекционирования марок, конвертов, оберток от конфет, но не в коем случае не спичечных этикеток. Надо собирать чистое, то, что имеется в каждой семье, а не бродить по улицам, клянчить у курящих: "Дяденька, дайте коробочку!".
Коллекционирование становится какой-то эпидемией, охватившей повально всех детей от 4 до 14 лет, - пишут они. - Мы уверены, что с нею надо бороться самыми сильными методами. Мы призываем повести борьбу с этой опасной детской затеей. Было бы хорошо, если бы вместо красивой этикетки был напечатан призыв к детям, чтобы они бросили заниматься вредным делом. Нам кажется, спичечные фабрики ничего не потеряли бы, если выпускали спички совсем без этикеток, а для того, чтобы отличить, где верх, где низ коробка, - можно написать название фабрики или количество штук, или цену, или же просто указать "спички". Надо дать фабрикам такое указание. Взрослые все равно будут покупать спички, хоть и без картинок. А то выпускается такое разнообразие этикеток, что привлеченные ими дети и начали коллекционирование".
Этот маленький труд о спичечных этикетках и их коллекционировании не задуман как полемический. Но поскольку есть отдельные сетования на массовое увлечение ребят собирательством спичечных этикеток, следует внести ясность в этот вопрос.
Родители правы, выступая против того, чтобы ребята выпрашивали у прохожих спичечные коробки, рылись в урнах. С этим-то и надо бороться, а вовсе не с самим коллекционированием. Ну, а если коробочка все же подобрана на улице. Что с нею делать?
Об этом писалось и в журнале "Пионер", и в газете "Пионерская правда": "Не секрет, что ребята часто подбирают коробки на улицах, в трамваях, на вокзалах. Обеззараживание такого "коллекционного" материала очень важно! Коробка может перенести болезнетворные микробы. Ее обязательно надо продезинфицировать - для этого крышка с рисунком опускается в крутой кипяток. И пусть это дети приучатся делать сами!".
Выступающие против собирательства спичечных этикеток обычно не возражают, если дети коллекционируют почтовые марки, конфетные обертки, считая их "чистыми", "безвредными". Но ведь и тут нужно соблюдать правила гигиены, так как почтовая марка доходит до собирателя порой через несколько рук и к тому же нередко приклеивают марку к конверту, предварительно лизнув ее языком. А если человек не здоров?... А конфетную обертку ребята нередко подбирают на тротуаре.
Некоторые родители опасаются, что спичечная коробка в руках детей может быть причиной пожара. Но ведь этикетки собирают не младенцы, а дети школьного возраста, приученные обращаться со спичками. К тому же, обратимся к самой этикетке - где вы еще найдете столько призывов к соблюдению правил санитарии и гигиены: "Мойте руки перед едой!", "Мойте овощи!", "Пользуйтесь ножом и вилкой!". А сколько призывов осторожно пользоваться спичками во избежание пожаров, не давать спичек малышам! Кстати, на этикетках немало призывов и к взрослым - соблюдать правила пользования электроприборами. Пожаров, возникающих от не выключенных утюгов, непогашенных и брошенных в корзинки с бумагой и мусором папирос и сигарет - едва ли не больше, чем пожаров из-за спичек. А тут уж виноваты... мамы и папы.
От интересного занятия - собирания этикеток - "спасать" детей не надо!
Москвичка Мария Евгеньевна Чмель организовала в своем микрорайоне детский коллекционерский кружок. Сначала родители беспокоились, не повлияет ли это на школьные занятия, не отвлечет ли от них. А затем убедились: ребята заняты интересным делом, при этом они яснее осмысливают проходимое на уроках. Многие были отвлечены от "улицы", безделья, вредных шалостей.
Пусть ребята учатся делать все тщательно и аккуратно, пусть дезинфицируют предметы коллекционирования - их надо этому научить. Собирательство не только расширяет кругозор детей, но и содействует воспитанию трудовых навыков. Ребята не должны расти белоручками. Им еще придется "грязнить" руки мазутом, клеем, краской; рыться в "грязных" археологических находках. Привитые с детства гигиенические навыки не позволят им даже после очень тяжелого трудового дня сесть за еду или лечь спать с грязными руками.
Коллекционирование пробуждает в детях все новые и новые интересы, приучает к чтению, самостоятельному мышлению, раздвигает горизонты, воспитывает трудолюбие и настойчивость. Нельзя, не нужно бороться с полезным времяпрепровождением. Надо поощрять подобные увлечения, детей и тактично ими руководить.
КОЛЛЕКЦИОНЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Коллекционировать что-либо в одиночку трудно, да и неблагодарно. Ведь не напрасно собиратели тянутся один к другому, встречаются, переписываются, обмениваются дублетными материалами, делятся полученными сведениями, стараются заинтересовать своими занятиями все новых и новых людей.
Облегчению подобных связей и служат коллекционерские организации.
В нашей стране коллекционеров объединяет Всесоюзное общество филателистов (ВОФ). В его состав входит не только секция собирателей почтовых марок, но и секции по другим видам собирательства.
Секции создаются по решению правлений местных отделений ВОФ при наличии не менее 15 коллекционеров. При меньшем количестве коллекционеры объединяются в кружки и клубы при дворцах и домах культуры, учреждениях, школах.
Секции, клубы и кружки оказывают своим членам всестороннюю помощь в организации встреч, в приобретении коллекционируемых предметов; стремятся повысить знания коллекционеров не только в облюбованной области коллекционирования, но и в других вопросах, с которыми приходится сталкиваться вдумчивому собирателю: политических и экономических, по проблемам культуры и искусства. Коллекционерские организации подготавливают экскурсии, встречи с людьми, имеющими отношение к событиям, отраженным в предметах коллекционирования, с художниками, писателями и т. п.
Секции должны оказывать возможную помощь клубам, дворцам и домам культуры, музеям. Кому как не коллекционерам принимать активное участие в деятельности местных музеев и особенно музеев на общественных началах. У коллекционеров могут найтись документы и материалы о жизни и деятельности знатных людей, в том числе местных деятелей, героев гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Нельзя забывать о таких средствах массовой пропаганды как газеты, радио, телевидение. Каждая хорошая статья, заметка, выступление - вклад в общественное дело по организации культурно-просветительной работы и разумного отдыха трудящихся.
К числу важнейших задач деятельности секций относится воспитательная работа, борьба с проявлениями взглядов и нравов, чуждых моральному облику советского человека.
Членом организации ВОФ может быть каждый гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста. Школьники объединяются в кружки и клубы юношеской секции под руководством организаций ВОФ.
Руководящим органом секции является общее собрание. Они проводятся по мере надобности. Собрание правомочно, если присутствует не менее половины членов.
Общее собрание избирает открытым голосованием бюро секции сроком на два года. Числа членов руководящего органа определяется общим собранием. Желательно, чтобы каждый вид коллекционирования, культивируемый секцией, возглавлялся членом бюро. Решения на заседаниях бюро принимаются простым большинством голосов. Всю практическую работу бюро секции проводит в соответствии с уставом и положениями ВОФ и правлений местных отделений.
Однако не следует всю работу возлагать только на членов бюро. Активное участие в ней обязаны принимать все члены секции. Только тогда деятельность секции филуменистов будет плодотворной. А работы для собирателей спичечных этикеток непочатый край!
Например, в бывшей Вятской губернии в разное время существовало 66 фабрик, а этикеток известно лишь два десятка. В Пермской губернии было 47 фабрик, в Рязанской - 74, а этикеток известно две-три.
Надо не только искать старые коробочки, но и устанавливать историю спичечных фабрик. Всякая найденная неизвестная этикетка пусть немного, но дополнит общую историю материальной культуры.
Делиться знаниями и достижениями - одна из важнейших задач коллекционеров.
Сдано в набор 28/Х 1970 г.
Подписано к печати 4/ХП 1970 г.
Формат бумаги 84X108/32
Бумага книжно-журнальная
Печатн. листов 1,75 усл.-печ. 2,94
Уч.-изд. листов 2,54
Тираж 25 000 экз.
Т-19003. Зак. изд. 15102
Издательство "Связь", Москва-центр,
Чистопрудный бульвар, 2
Тип. изд-ва "Связь" Комитета по печати
при Совете Министров СССР.
Москва-центр, ул. Кирова, 40.
Зак. тип. № 503. Цена 9 коп.
Конец статьи
|