На главную Коллекция

по брошюре: В.М. Богданов, Москва, 1970, всесоюзное общество филателистов

О чем говорят этикетки.


Этикетка ф-ки Паршакова в Усолье
   Старинные русские спичечные этикетки встречаются теперь крайне редко. Никто из нынешних собирателей не видел первых русских спичечных коробочек. В Москве с 1848 г. по 1895 г. существовала фабрика. А. М. Гезена, а какие были этикетки? Известна лишь одна, относящаяся к 1870 г., с изображением Московского Кремля. На этикетке указано: "Рисунки собственность фабрики". Рисунки! Где они? Сохранилась этикетка 1856 г. фабрики А. Семкина в с. Грузино, Новгородской губернии.
   В нескольких коллекциях встречаются этикетки фабрики Гессе семидесятых годов с рисунками и текстами из басен И. А. Крылова. Эта же фабрика в 1876 г. выпустила этикетки с портретами героев освободительной войны сербов против турецкого ига. На одной - генерал М. Г. Черняев, командовавший моравским корпусом сербской армии.
   Под изображением стихи:
   Архистратиг славянской рати
   Безукоризненный герой!
   Под кровом божьей благодати
   Да совершится подвиг твой!..
   На другой этикетке портрет добровольца Н. Киреева, тоже со стихами:
   Ко братьям страждущим душа его летела
   Самоотверженно желая им служить,
   Он первой жертвой пал за праведное дело
   И памятью о нем должны мы дорожить.
   Он пал в честном бою, свободу защищая.
   Как больно смерть его отозвалась в сердцах,
   Неведома для нас могила дорогая!
   Остался прах его во вражеских руках!
   Семью годами позже фабрика Гессе издала серию этикеток с пикантными картинками. В 1883 г. фабрика "Грефсби" выпустила спичечные коробки с рисунками такого же содержания. Эти выпуски характеризуют тогдашнюю эпоху безвремения, отход от значительных общественных тем и в '"большом искусстве", и в потребительской миниатюре.
   Ивану Андреевичу Крылову на этикетках повезло. Мы уже упоминали о "крыловском" выпуске фабрики Гессе, а в 1891 г. фабрика Шаныгиной выпустила большую серию с силуэтами петербургских типов; среди них три иллюстрации к басне "Демьянова уха". Иллюстрации настолько удачны, что сразу же вспоминаются соответствующие строки:
   Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
   Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена
   Схватя в охапку кушак и шапку, -
   Скорей без памяти домой.
   В 1899 г. сразу две фабрики выпустили первую юбилейную этикетку с портретом Пушкина, а в 1900 г. - с портретом Суворова. Увы, вот и весь перечень отечественных этикеток, сохранившихся с прошлого столетия.
Этикетка Швеции ТРИ БРИЛЛИАНТА
   Но это даже не сотая часть образцов спичечной графики того времени. Правда, тут не учтено 150 дошедших до нас лапшинских этикеток, первая из которых- хотитовская - почти полностью копирует шведскую. Лишь на ее обороте напечатано: "Продажа в С.-Петербурге у В. А. Лапшина". Так, покупателям под видом иностранных спичек продавалось отечественное изделие.
    * * * Как и всякий предмет промышленной графики, спичечные этикетки являются зеркалом эпохи. На них отражаются многие события общественной жизни. Наша промышленность выпускает в год 13 миллиардов коробков спичек, а следовательно, такое же количество картинок, наклеенных на них. Какое другое полиграфическое изделие имеет такие тиражи? Спичечная коробка проникает вслед за человеком туда, куда порой не дойдет ни большой плакат, ни маленькая открытка. Иллюстрации на этикетках превратили их в политические микроплакаты. В 1918 г. фабрика "Факел" впервые поместила на этикетке лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и советскую эмблему "Серп и Молот".
   1923 г. Реакционное английское правительство предъявило Советкому Союзу ультиматум, сопровождаемый угрозами и содержавший разные необоснованные требования. Ультиматум вызвал возмущение трудящихся по всей стране. Повсюду раздавался призыв: "В ответ на ноту лорда Керзона укрепим наш воздушный флот, создадим эскадрилью самолетов "Ультиматум". Тогда же было организовано Общество друзей воздушного флота. Значок этого общества ;- самолет с кулаком вместо пропеллера - был изображён на этикетке, выпущенной фабрикой "Ревпуть".
   В годы Великой Отечественной войны все советские спичечные фабрики выпускали этикетки с патриотическими призывами. В послевоенное время советские люди ведут борьбу за мир и дружбу между народами всей планеты. Появились миниатюрные копии больших плакатов: "Мы за мир!" "Нет - войне!", "Ядерное оружие запретить!"...
   Вдумчивое отношение к изображенному на этикетках приводит иногда к неожиданным открытиям. В доме-музее Л. Н. Толстого на столе, под стеклом, лежала начатая спичечная коробка "Акц. о-ва В. А. Лапшин". - Ею пользовался Лев Николаевич? - Нет, но точно такие же спички постоянно были в доме. - Этого не могло быть! - Почему? - Обратите внимание на цвет бандероли - такой цвет на спичечных фабриках появился спустя три года после смерти Толстого!
   Сколько пришлось посмотреть фильмов о гражданской войне. Везде курят! Артисты лихо чиркают современной спичкой по современной же коробке. А что бы режиссерам поинтересоваться историей спичечной промышленности!
   Однажды автору этих строк позвонили из студии документальных фильмов: "Какие спички могли быть в кабинете Ленина в 1920 г.? В 1922 г.? Документированная справка, разумеется, была дана. Для фильма о Карле Марксе понадобилась аргументированная консультация - какими спичками мог пользоваться Маркс в семидесятых годах прошлого столетия? Тут помог каталог музея Брайан и Мэй.
Этикетка Череповецкой фабрики 1975гНередко на спичечных этикетках можно увидеть изображение... спичек.Первоначально с помощью рисунка показывалось, как надо держать спичку, чиркать и т. д. Позднее тему "спички" начали обыгрывать. Забавную серию из десяти рисунков "малюток" выпустила шведская фабрика в Йенчёпинге: сказочные гномы, играющие со спичками и спичечными коробками. Интересна серия советских этикеток. "Родословная спички" с иллюстрациями на тему "Как человек добывал огонь в прошлом".
Этикетка 50 лет фабрике Красная ЗвездаЭтикетка 100 лет фабрике БАЙКАЛ Чешская фабрика в Липнике на своих этикетках показала процесс изготовления спичек. Многие советские и зарубежные фабрики посвятили этикетки годовщинам со дня основания своих предприятий.
   На спичечных миниатюрах встречаются изображения коллекционируемых предметов: почтовых марок, денежных знаков, монет, знаков, медалей и всяких других. Это - или торговая реклама или пропаганда коллекционирования. Венгрия выпустила серию "Кто что собирает". В ознаменование "Дней коллекционера", проводимых Московским городским обществом коллекционеров, в 1962 и 1963 гг. были выпущены две серии спичечных этикеток с шестью оригинальными рисунками предметов коллекционирования. "День коллекционера" отмечался с 1958 по 1967 гг. также путем надпечаток на текущих выпусках этикеток.
   0 тематике иностранных этикеток упоминалось выше. Следует остановиться на некоторой их особенности. В капиталистических странах много внимания уделяется рекламе. Рекламируется одежда, кофе, сигары, короче, все, что продается, чем торгуют. В Японии, например, каждый отель, многие фирмы имеют собственную этикетку - микрорекламу. Спичками с такими картинками пользуются посетители отелей, сотрудники и гости фирм.
За рубежом на спичечных этикетках рекламируются кинозвезды, чемпионы спорта, пивные бары, герои дня и прочее. Там же выпускаются и высокохудожественные серии этикеток с изображением музеев, с репродукциями картин, портретов великих людей, предметов искусства.
   При хронологическом коллекционировании вопрос систематизации разрешается просто - этикетки подбираются по имеющимся каталогам. К сожалению, каталоги издаются не во всех странах, кое-где выпускают перечни этикеток отдельных фабрик, но у этих изданий небольшие тиражи, и поэтому достать перечни трудно. Тут на помощь приходят справочники общего порядка. Но ведь поиски - часть коллекционирования. Зарубежные спичечные этикетки внутреннего рынка отличаются от предназначенных на экспорт, и поэтому их надо отдельно располагать в коллекции. Этикетки внутреннего рынка имеют надписи на своих государственных языках, экспортные же - на языке страны ввоза или по-английски.
   В некоторых странах на спичках, предназначенных для экспорта, вместо страны изготовления указывается "FOREIGN MADE" или "FOREIGN" (по-английски - иностранное производство). Такие этикетки изготовляются по заказу торговых фирм. Часто один и тот же рисунок печатается в разных странах, но различить их невозможно, вот почему многие собирают эти этикетки не по странам, а под общим заглавием "FOREIGN". Как разобраться, на каком языке сделаны надписи? Помогут на первый случай слова "безопасные спички", "спички", которые на разных языках пишутся так:
   английский - SАFЕТY МАТСН
   немецкий -SIСНЕРНЕIТS ZUNDHOLSER
   датский - SIKKEPHEDS TAENDSTIKKER
   норвежский - SIKKEPHETSSTIKKER
   шведский - SAKEPHETS TANDSTICKOR
   финский - WAARATTOMIA TULITIKKUJA
   испанский - FOSFOROS DE SEGURIDAD
   португальский - PHOSPHOROS DE SEGURANGA
   французский - ALLUMETES DE SURETE
   итальянский - FIAMMIFERI
   румынский - CHIBRITURI
   голландский - LUCIFERS
   венгерский - GYUFA
   чешский- ZAPALKY
   польский - ZAPALKI
   болгарский - КИБРИТ
   сербский - СИГУРНОСНЕ ЖИГИЦЕ
   хорватский - SIGURNOSNE ZIGICE
   Эти слова помогут определить, какой словарь следует взять для дальнейшего перевода надписей. Надо учесть еще и следующее: французский язык употребляется также на бельгийских и швейцарских этикетках; испанский - в странах Латинской Америки (кроме Бразилии); португальский - в Бразилии; немецкий - в Австрии и в некоторых кантонах Швейцарии (а также на территориях, занятых в свое время немцами); английский, как уже упоминалось, встречается почти на всех экспортных этикетках.
   Когда японским спичечным промышленникам пришлось в прошлом вести борьбу со шведским трестом, то они выпускали подделки под шведские этикетки - тот же рисунок и надписи. Лишь некоторые неточности в очертаниях букв выдают фальсификацию. На это надо обратить внимание, так как в некоторых коллекциях такие этикетки попадают в раздел Швеции.
   Существует примечательный образец: изображение павлина с надписью внизу "MANUFACTURED IN SVEDEN". Все правильно, подлинная японская этикетка, но... в целях конкуренции поселок, где находилась фабрика, наименовали Шведен. Не придерешься!
   За последние годы появилась масса этикеток-фантазий. Предприимчивые дельцы, учитывая спрос на этикетки и запоздалую информацию о новинках, печатают огромную массу серий на всевозможные темы. Никакого от ношения ни к спичечной промышленности, ни к спичечным этикеткам эти картинки не имеют и только засоряют коллекции несведующих собирателей.

ЭТИКЕТКА КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


   На этой же этикетке воспроизведен портрет скульптора. Рядом читаем: "Н. С. Пименов (1812-1864)". Интересные сведения как бы сами "пришли" к нам в руки! Серия "Русские скульпторы" знакомит с замечательными мастерами и их творениями. Чем известен М. А. Опекушин? Да, в первую очередь, московским памятником Пушкину. Кто создал памятник Минину и Пожарскому? - И. П. Мартос. Посмотрев на этикетки, каждый легче запомнит данные о выдающихся деятелях русский культуры, об их произведениях.
   Подобных этикеток масса, и каждая - своеобразное учебное пособие. Несколько лет назад в Московском доме учителя состоялась выставка наглядных пособий, изготовленных из спичечных этикеток, почтовых марок, иллюстрированных открыток, организованная по инициативе профессора А. И. Гуковского
Балабановская фабрика, портрет ГоголяВыставка была интересна по замыслу: показать педагогам и родителям, что интерес школьников к коллекционированию можно использовать для закрепления учебных знаний. Поэтому экспонаты располагались по предметам: Конституция СССР, история, география, литература, иностранные языки. Каждый предмет иллюстрировался стендами, многие из которых оформили сами школьники. Демонстрировались стенды о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина, плакаты "Москва", "Города нашей Родины", "Писатели родной страны", "Животный мир", "Птицы", "Успехи в завоевании космоса".
   Выставка, открытая вначале на десять дней, была продолжена. Воспитательное значение ее несомненно. Спичечные этикетки, наряду с другими экспонатами, составляли основу этой выставки.
   Спичечная этикетка может стать пособием не только для школьников. Многие ли москвичи знают названия всех кремлевских башен? Этикетки дают ответ на этот вопрос. Всем ли известны лекарственные растения? Посмотрите на этикетки! Летом начинающий грибник может захватить с собой в лес малюсенький справочник - серию этикеток. Он увидит, как выглядит белый гриб, а как подосиновик, и, конечно, не наберет поганок..
   Два года назад в Москве отказались от буквенных обозначений в телефонных номерах. Народ еще не привык к нововведению, а диски в автоматах заменили. Спичечная коробка с изображением, поясняющим новую систему нумерации, пришла на помощь.

Продолжение статьи -

Хронологическая систематизация.

Hosted by uCoz