На главную Коллекция

по брошюре: В.М. Богданов, Москва, 1970, всесоюзное общество филателистов

Советские спичечные фабрики.


Довоенная этикетка ф-ки СИБИРЬ
   11 февраля 1919 г. Президиум Высшего Совета народного хозяйства принял постановление о национализации крупнейших спичечных фабрик. Во владение государства перешли следующие фабрики (в скобках — их названия после национализации):
   Вятская губ. — Бровциных («Чепца»), Ворожцовой («Якорь»), Рылова и Лесникова («Белка»); Калужская губ. — Зимина («Метеор», «Звезда»), Лащагина («Радуга»); Минская губ. — Соломонова («Виктория»), Стронгина («Дружина»), Шишкина («Днепр»); Могилёвская губ. — Витенберга («Везувий»); Новгородская губ. — Лапшина («Ираида»), Зубова («Волхов»), Пономарева («Березовец»), Чудовская («Солнце»); Орловская губ. — Воейковой («Радогощь»); Пензенская губ.— Камендровских («Геркулес», «Пчелка»), Казурова, Лошкарева («Луч»), Перемышлиной, Файдыш («Искра»); Рязанская губ. — Гусева («Россия»); Самарская губ.— Зелихмана («Олень»); Смоленская губ. — Ельчинского («Зарница»); Тамбовская губ. — Гаврилова и Лыкова («Борисоглебская»), Можарова («Заря свободы»); Черниговская губ. — Вдовина («Энергия»), Волкова («Волна революции», «Гремучка»), Ворониных («Коммуна»), Лалюмьер, Осипова («Солнце свободы»), Ё. Осипова («Заря социализма»), Родионова («Ипуть»), Бермана и Лурье («Красная Березина»); Ярославская губ. — Дунаева («Факел»). Однако еще в 1918 г. рабочие явочным порядком брали управление некоторыми предприятиями в свои руки. Так была национализована фабрика наследников Дунаева в Ярославле, получившая название «Факел». Во время белогвардейского мятежа она почти полностью сгорела, сохранившееся оборудование впоследствии передали рыбинской фабрике «Маяк».
   Для руководства национализированными предприятиями был создан особый комитет («Главспичка»), дреобразованый затем в Главное правление спичечной промышленности. В 1921 —1922 гг. фабрики по территориальному принципу объединились в тресты, входившие во Всероссийский спичечный синдикат.
   Фабрики постепенно укрупнялись, малорентабельные ликвидировались. В 1922 г. их оставалось 62, в 1928 г. — 25. В настоящее время в Советском Союзе действует 24 спичечные фабрики. На них установлено совершенное автоматическое оборудование, делающее все от рубки соломки до упаковки. Ручной труд полностью исчез.
   Ежедневно в нашей стране потребляется 33 миллиона коробков спичек. Советские спички вывозятся за границу. Благодаря своим высоким качествам они повсюду пользуются спросом. На Балабановской экспериментальной фабрике разрабатывают новые и специальные сорта спичек. Здесь же печатаются этикетки для большинства фабрик Российской Федерации и Белоруссии.

Спичечные этикетки.


   Каждый фабрикант старался привлечь покупателей не только качеством спичек, но и красивой упаковкой. Помимо обычных прямоугольных коробков появились круглые, в виде шкатулочек, башенок и т. д. Чтобы еще больше заинтересовать потребителей, в ход были пущены серийные этикетки, объединенные общим замыслом или оформлением. Первую красочную серию с 30 пейзажами издала шведская фабрика в Иенчёпинге в 1853 г. Позднее этикетки, входившие в серию, начали нумеровать. Расчет был верный: купив одну коробку из серии, покупатель потянется за другими. В девяностых годах появилась серия «NURSERY LAND» с шестьюдесятью иллюстрациями к английским сказкам и пословицам. Это шведское изделие предназначалось к вывозу в Англию.
   Много вышло серий с рисунками национальных костюмов, с портретами индийских магараджей, общественных и военных деятелей, членов королевских фамилий. В Англии до сих пор большой популярностью пользуется коробка с изображением капитана Вебба, который первым переплыл Ла-Манш.
   Фабрика Адальберта Шейноста в Сушице (Чехия, тогда входившая в состав Австро-Венгерской монархии) во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. выпустила две серии. На одной из них портреты русских военных деятелей: героя Севастополя и Плевны военного инженера Э. И. Тотлебена, генерала И. Т. Лорис-Меликова и других — на фоне Московского Кремля, Одессы, Карса, боевых эпизодов; портрет славянофила И. С. Аксакова. Вторая серия посвящалась славянским повстанцам. Этикетки имели цвета чешского национального флага. Подобную же серию напечатала и другая чешская фабрика — Бернгарда Фюрта. Но в последующие годы австрийская цензура запретила чешским фабрикам пропагандировать идеи славянской дружбы на спичечных этикетках.
   До сих пор не установлено, когда и какой чешской фабрикой были выпущены этикетки с портретами Карла Маркса и Фердинанда Лассаля. Не известны также фабрика и время выпуска итальянской этикетки с портретом Карла Маркса.
   В Мексике на протяжении многих лет издаются этикетки с миниатюрными копиями картин, находящихся в Дрезденской галерее, Лувре и других мировых сокровищницах. Хромолитографии выполнены очень тщательно и дают хорошее представление о мастерах живописи XV—XIX столетий. Тут и Рафаэль и Дюрер, Рубенс и Рембрандт и много других художников. Мы упомянули о хромолитографиях, но для изготовления этикеток используются все существующие способы печати — от гравюр на дереве до металлографии
Этикетка Швеции ТРИ БРИЛЛИАНТА    Многих интересует, почему на этикетках встречаются изображения трех каких-нибудь предметов: три звезды, три пики, три подковы, три розы и т. д. Дело в том, что в девяностых годах шведская фабрика «JWT» предложила сорт спичек с этикеткой «Три звезды». Спички разошлись по всему свету как наилучшие по своему качеству. Потом и другие фабрики стали помещать на этикетках изображение трех предметов, чтобы обеспечить успех своей продукции. С течением времени спичечные фабрики, независимо от стран, в которых они находились, стали сосредоточиваться в руках монополий. Поэтому унифицировалось оформление коробок и этикеток. Можно увидеть совершенно одинаковые английские, шведские, австрийские этикетки, отличающиеся лишь пометкой: «MADE IN...»
    На старых австрийских (и чешских) этикетках фигурируют буквы «FР», «ММ», «ВF» и т. п. Это указание на то, что спички изготовлены на фабрике, ранее принадлежавшей Флориану Пояцци, Морису Мейснеру, Бернарду Фюрту. На немецких этикетках фабрика обозначалась номером — 101, 279, 302 и т. д.
   И в современной Чехословакии унифицированы некоторые этикеточные рисунки на продукции чешских и словацких спичечных фабрик. На этикетке лишь мелкими буквами указывается место изготовления. Одинаковые рисунки используются также на польских фабриках. За последнее десятилетие однотипные этикетки приняты и советскими фабриками.

НАЧАЛО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ


   О первых коллекционерах спичечных этикеток упоминается в некоторых публикациях 60—80 гг. прошлого столетия. Филлумения — распространенный вид собирательства, не требующий особых трат для пополнения коллекций. Русский журнал «Нива» (1912 г., № 12), например, поведал о сиамском короле Чулалонгкорне, который однажды чуть не попал под автомобиль, бросившись за спичечной коробкой. Коллекционировала спичечные коробки нидерландская королева Вильгельмина, вступившая на престол в четырнадцатилетнем возрасте. Желая доставить удовольствие юной королеве, фабриканты печатали этикетки с ее портретом. Кстати, на голландских этикетках можно найти буквы «KWF», обозначающие «фонд королевы Вильгельмины». Эти буквы проставлялись на спичках, продававшихся с надбавкой в пользу медицинских противораковых учреждений и людей, пострадавших от наводнения.
   Увлекался этикетками и президент США Франклин Рузвельт. В коллекционерских кругах известно имя собирателя Маджори Эванс. Ей удалось собрать все английские этикетки, начиная с первой, валкеровской, а всего 35 000 образцов из разных стран. Маджори Эванс была председательницей Британского общества собирателей спичечных этикеток и оставила заметный след в истории этого увлечения. Именно она пустила в обиход слово филлуменист (PHILLUMENIST).
   В Англии собирателей этикеток первоначально именовали «LABELIST», что значит «этикеточник». Затем вспомнили о первых названиях спичек, в них обязательно упоминался «свет». Так и получилось новое слово: от греческого «филео» — люблю, латинского «LUMEN» — свет и международного суффикса «ист». Термин получил всеобщее признание. Но позднее понадобилось название самого собирательства. По аналогии с другими видами коллекционирования (сфрагистика, бонистика, нумизматика) появилось слово «филуменистика».
   С каждым годом собирателей этикеток становится все больше и больше. Во всех странах они объединяются в общества, кружки, издают журналы, каталоги, брошюры, книги. Наиболее интересным пособием можно считать богато иллюстрированное исследование А. Дж. Крузе «Спичечные этикетки миоа» (МАТСН ВОХ LАВЕLS OF THE WORLD bу А. J.. CRUSE, LONDON, 1946. 127 р.), а также познавательные брошюры шведского коллекционера С. Иогансона.
   Каталоги спичечных этикеток издаются во многих странах. К созданию всеобщего, всемирного каталога пока еще не приступали. В каждой «спичечной» стране выпускаются более или менее подробные фирменные справочники о спичках и этикетках. Наш «Разноэкспорт» издает рекламные проспекты с этикетками спичечного экспорта. Каждый сорт спичек сопровождается спецификацией, весьма полезной для собирателей.
   Существуют специальные музеи. Старейший организован английской фирмой Брайан и Мэй. В нем собраны этикетки всего мира. На общественных началах создан музей в Польше в г. Быстшица Клодска. В обоих музеях представлены не только этикетки, но и другие экспонаты, рассказывающие о том, как человек научился добывать огонь.
    В Москве ныне организуется Государственная Изотека, ее цель — собирать, хранить и описывать изобразительную продукцию. В числе других при Изотеке признали необходимым иметь отдел спичечных этикеток. Устройство выставок — неотделимая часть общественной деятельности коллекционеров. Филлуменистические выставки — местные, национальные, международные — проводятся довольно часто. В нашей печати упоминалось о небольшой выставке этикеток, устроенной народными артистами В. И. Качаловым и И. М. Москвиным еще в 1924 г. К сожалению, никаких подробностей о ней пока выяснить не удалось. Первая большая публичная выставка, организованная по инициативе известного московского собирателя В. Э. Арцимовича, состоялась в Москве, в саду Эрмитаж, в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. С тех пор ежегодно Московский клуб филлуменистов демонстрирует работы своих членов во дворцах культуры, в рабочих клубах, в парках.

В художественной литературе.


   Увлечение спичечными этикетками и коробками отражено и в художественной литературе. Одним из первых к этой теме обратился знаменитый французский писатель Анатоль Франс в своем романе «Преступление Сильвестра Боннара». Есть там такие строчки: «Монте Аллегро, 30 ноября 1869 г.
— Мы едем в Мелло. Это ужасная деревушка в трех лье от Джиодженти, и вы ни за что не отгадаете, зачем мы туда едем. И не пытайтесь отгадать. Мы едем за спичечной коробкой. Дмитрий коллекционирует спичечные коробки. Маленькие коробочки с хромолитографиями. Мы собрали уже пять тысяч двести четырнадцать различных образцов. Некоторые нам достались ценой невероятных усилий. Так, например, мы узнали, что в Неаполе были изготовлены коробочки с портретами Мадзини и Гарибальди, и что полиция их конфисковала, посадив в тюрьму фабриканта. Путем расспросов и розысков мы нашли такую коробку у одного сельского хозяина, который продал нам ее за сто лир и донес о нас полиции. Полиция обыскала наш багаж. Коробочки она не нашла, но мои драгоценности украла. Тут и мне пришлось по вкусу коллекционирование. Летом мы поедем в Швецию, чтобы пополнить наши серии.
   Я почувствовал (должен ли я это говорить?) некоторую сочувственную жалость к этим настойчивым коллекционерам. Конечно, я предпочел бы, чтобы супруги Треповы собирали в Сицилии античные мраморы, раскрашенные вазы или медали. Мне приятно было бы узнать, что они увлекаются раскопками Агригента и поэтическими преданиями Эрикса. Но, как бы то ни было, они были коллекционерами, принадлежали к тому же братству, что и я, и мог ли я смеяться над ними, не смеясь над самим собой?...
   ...— Покажите, Дмитрий, покажите г-ну Боннару вашу ценную добычу.
   И послушный великан протянул мне спичечную коробку, дрянную картонную коробочку, украшенную сине-красным лицом, которое надпись объявляла лицом Эмпедокла.
   — Это уродство — сказала она, — но это редкость. Коробочек этих нигде не найти. Их надо покупать на месте изготовления. В семь часов утра Дмитрий был уже на фабрике. Вы видите, что мы не теряли времени напрасно».
   В романе английского писателя Евелина Вауг (EVELIN WAUG — «BRIDESHEAD REVISITED») также имеется персонаж, увлекающийся спичечными коробками.
   «...С уверенностью все знали лишь одно: он собирает спичечные коробки, и это только потому, что в огуречный сезон в одной газете появилась заметка под заглавием «Необыкновенный конек лорда». Спичечные коробки копились у него на полках, занимая с каждым годом все больше и больше места в его небольшой квартире в Вестминстере. Сперва он стыдился того, что об этом увлечении узнали все, но потом он был доволен, так как благодаря газетной статье он завязал связи с коллекционерами всех частей света, с которыми он и теперь ведет переписку и обменивается дубликатами...»
   У Ярослава Гашека в «Похождениях бравого солдата Швейка» есть такие строки: «Подобно тому, как у некоторых людей бывает страсть собирать спичечные коробки, так у этого генерала была страсть назначать полевые суды...».
   В книжке Н. Данилевского и Г. Северского «Тропою разведчиков» многие страницы посвящены собирателям спичечных этикеток. О филлумении и филлуменистах упоминается и во многих других произведениях — иногда иронически, а порой вполне серьезно.
   В русской поэзии есть несколько стихотворений, посвященных этикеткам. Вот одно из них:
На спичечной коробке —
Смотри-ка славный вид:
Кораблик трехмачтовый
Не двигаясь бежит...
Не разглядишь, а верно —
Матросы есть на нем,
И в тесном трюме, в бочках
Изюм, корица, ром.
И есть на нем, конечно,
Отважный капитан,
Который видел много
Непостижимых стран.
И верно есть матросик,
Что мастер песни петь
И любит ночью звездной
На небеса глядеть.
Вот и сейчас быть может
В каюте кормовой
В окошечко глядит он
И видит нас с тобой.
Этикетка The ship Это стихотворение В. Ходасевича (из сборника «Путем зерна». Изд-во «Мысль», 1921 г.), навеянное одной из картинок на шведских спичках, завезенных в Россию в 1917 г. История самого рисунка примечательна. В 1878—1879 гг. знаменитый полярный исследователь Норденшельд на парусном корабле «Вега» первым прошел Северо-Восточным путем вдоль побережья Сибири, из Атлантического океана в Тихий. Это выдающееся событие отметили на двух спичечных этикетках: на одной портрет путешественника, на другой — его корабль. С течением времени слово «Вега» с этикеток исчезло, осталось название «ТНЕ SНIР» — корабль. Под этим наименованием этикетки выпускаются до сих пор.

Продолжение статьи -

О чем говорят этикетки.

Hosted by uCoz